9 МАРТА 1945 года

9 МАРТА 1945 года

1 357 день войны

Оперативная сводка

ОПЕРАТИВНАЯ СВОДКА


Войска 2-го Белорусского фронта, развивая наступление, овладели городом Штольп — важным узлом железных и шоссейных дорог и мощным опорным пунктом обороны немцев в северной Померании, а также заняли города Шлаве, Рюген-Вальде, Штольпмюнде и более 200 других населённых пунктов, в том числе крупные населённые пункты Райнфельд, Кельпин, Шенберг, Сулленшин, Гросс-Носсин, Лупов, Дарсин, Гросс-Глушен, Даммен, Зорхов, Карцин, Вайтен-Хаген, Залеске, Пустамин, Иерсхефт, Рюценхаген. За 8 марта войска фронта взяли в плен более 1.500 немецких солдат и офицеров.
На Штеттинском направлении наши войска продолжали бои по очищению от противника восточного берега реки Одер и заняли населённые пункты Вольфсхорст, Хакенвальде, Грюнхорст, Карлсгоф, Мюленбек, Бинов, Вольтин, Виров, Туехойзер.
В боях за 8 марта войска 1-го Белорусского фронта взяли в плен свыше 3.000 немецких солдат и офицеров. В числе пленных командир немецкой пехотной дивизии «Бервальде» генерал-лейтенант Райтель.
В Венгрии северо-восточнее озера Балатон немцы продолжали атаки крупными силами танков, стремясь прорваться к Дунаю. В боях за 8 марта в этом районе подбито и уничтожено 70 немецких танков.
На других участках фронта — поиски разведчиков и в ряде пунктов бои местного значения.
За 8 марта на всех фронтах подбито и уничтожено 128 немецких танков. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбит 61 самолёт противника.
* * *
Удары нашей авиации по железнодорожному узлу Веспрем.
В Венгрии в ночь на 9 марта наши тяжёлые бомбардировщики нанесли удар по железнодорожному узлу Веспрем в Венгрии. Во время бомбардировки на железнодорожном узле находилось большое количество эшелонов. В результате бомбардировки на железнодорожном узле возникли пожары, сопровождавшиеся взрывами большой силы.
* * *
Войска 2-го Белорусского фронта продолжали успешное наступление. Советские подвижные соединения и пехота стремительным ударом заняли город Шлаве. Вражеский гарнизон города, пытавшийся спастись бегством, был настигнут на шоссейной дороге и уничтожен огнём и гусеницами советских танков. Развивая успех, наши войска устремились к городу Штольпу. Этот город является важным узлом путей сообщения в северной Померании. К нему сходятся шесть железных и несколько шоссейных дорог. На обочинах дорог, ведущих к Штольпу, лежит много цемента, стальных плит, брёвен. Повсюду видны отрытые гнёзда для дотов. Противник пытался построить в этом районе долговременную оборону. Гитлеровцы согнали сюда десятки тысяч людей с лопатами, ломами и кирками. Работа по строительству шла день и ночь. Однако быстрое продвижение Красной Армии сорвало планы немцев. Укрепления так и остались недостроенными. К исходу дня наши войска достигли западной окраины Штольпа. Советская пехота завязала бои с упорно оборонявшимся противником, а танки, самоходная артиллерия и гвардейские миномёты обошли город с севера и юга. Вечером, под прикрытием артиллерийского огня, в город Штольп с трёх сторон ворвались советские стрелки. Начался ночной штурм. Самоходные орудия следовали в боевых порядках пехоты и подавляли вражеские огневые точки. Сапёры подбирались к зданиям, из которых немцы вели огонь, закладывали взрывчатые вещества и взрывали их. В результате упорного боя наши войска полностью овладели городом Штольп — мощным опорным пунктом обороны противника. В течение дня уничтожено до 4 тысяч немецких солдат и офицеров, подбито и сожжено 35 танков и самоходных орудий. Нашими частями захвачены трофеи, в числе которых 4 танка, 5 бронетранспортёров, 44 орудия, 30 паровозов, 500 вагонов и 25 разных складов.
* * *
На Штеттинском направлении наши войска очищали от противника восточный берег реки Одер. Нанося немцам удары с севера, востока и юга, советские части продвигаются к городу Альтдамм — опорному пункту противника, прикрывающему Штеттин с востока. Пехотинцы и танкисты, поддержанные артиллерией, выбивают немцев из укреплений, построенных в населённых пунктах и у дорог. Только на одном участке наши войска истребили до полка пехоты противника. Захвачено у немцев 2 самоходных и 132 полевых орудия, много миномётов, пулемётов и другие трофеи. Взят в плен командир полка немецкой дивизии «Меркиш-Фридланд» полковник Янус.
Советские лётчики наносили удары по войскам противника, скопившимся у переправ через реку Одер. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии за день сбито 36 немецких самолётов.
* * *
Авиация Краснознамённого Балтийского флота потопила в Балтийском море немецкий транспорт водоизмещением в 6 тысяч тонн.

* * *
На 2-м Украинском фронте нашими бойцами взяты в плен два солдата 102-й роты испанского легиона Хесус Сайнс Балса и Энрике Марота Эрнандес. Пленный Хесус Сайнс Балса рассказал: «В 1943 году я служил в испанской «Голубой дивизии» санитаром. В конце года меня демобилизовали, и я вернулся в Испанию. В июне 1944 года я добровольно вступил в испанскую армию. Однако меня не оставили в Испании, а отправили в Иннсбрук (Австрия), где формировался новый испанский легион. Центром вербовки испанских солдат для участия в войне на стороне немцев является город Логроньо (Испания). Вербовкой руководил подполковник из военного министерства, фамилии которого я не помню. Другой вербовочный пункт находится в городе Сан-Себастьян. Начальником пункта был один из руководителей испанских фалангистов лейтенант испанской армии Каррерас, ранее служивший в «Голубой дивизии». С августа легион пополнялся также испанцами, завербованными для работ на промышленных предприятиях Германии.
В августе легион был полностью укомплектован. Первую роту в полном составе направили в Карпаты для участия в боях. Две роты легиона были переброшены в Югославию, в район Целье (юго-западнее Марибор), для борьбы против югославских партизан. В конце октября обе роты были переведены из Югославии в Штоккерау (Австрия). Сюда же прибыли остатки первой роты, разбитой в Карпатах. В Штоккерау легион получил пополнение из Испании и 7 февраля 1945 года в полном составе был переброшен по железной дороге через Братиславу — Нитру в район Врабле. После прибытия на место две роты легиона получили новую нумерацию, а именно: 1-я рота стала именоваться 101-й отдельной испанской ротой, а 2-я рота — 102-й отдельной испанской ротой. Обе роты 19 февраля заняли оборону в районе восточнее Врабле, сменив немецкие подразделения, отведённые на отдых».
Правящая клика Испании из кожи лезет вон, стараясь уверить всех и вся в нейтралитете Испании. В то же время под аккомпанемент лживых речей о своём миролюбии правительство Франко формирует воинские части и посылает их на подмогу Гитлеру, попавшему в беду. Пока испанские газеты и радиостанции на все лады расписывают нейтралитет Испании, испанский легион сражается против югославских патриотов и против Красной Армии, с боями освобождающей территорию Чехословакии. Испанские дипломаты, не жалея сил, пытаются убедить всех, будто бы правительство Франко не имеет ничего общего с фашистской Германией, а представители испанского военного министерства и фаланги вербуют среди солдат «добровольцев» и отправляют их в Германию, а оттуда на советско-германский фронт. В Испании также усиленно вербуют рабочих для работы на предприятиях Германии. Однако многие из этих рабочих попадают в испанский легион, где их одевают в военную форму, дают оружие и гонят в бой. Так выглядит нейтралитет франкистской Испании на деле. Трудно представить более подлую и двурушническую политику, чем та, которую изо дня в день проводят испанские подручные Гитлера.
Показания испанцев, взятых в плен на советско-германском фронте, снова разоблачают мадридских «нейтралов», помогающих фашистской Германии вести войну против Объединённых наций.

Материал с сайта

http://www.great-country.ru/articles/sssr/vov/sib/194503.html


Правительство СССР удовлетворило ходатайство румынского правительства и согласилось на установление в Трансильвании администрации румынского правительства.
Авиация Краснознаменного Балтийского флота атаковала и нанесла повреждения немецкой подводной лодке «0-351». Кроме того, ею было потоплено и повреждено 7 транспортов и сторожевой корабль противника.
Подводная лодка Краснознаменного Балтийского флота потопила в районе Либавы немецкий транспорт «Борбек» (6000 т).
Президиум Верховного Совета СССР принял указы о награждении орденом Ленина завода № 528 Народного Комиссариата электропромышленности и о награждении орденами и медалями работников этого завода за успешное выполнение заданий Государственного Комитета Обороны по освоению и производству новой радиоаппаратуры для нужд Советской Армии.
Опубликовано сообщение о том, что после освобождения от немецко-фашистских захватчиков в Белорусской ССР воссозданы все колхозы, свыше 13 тыс. животноводческих ферм, 319 МТС. Построено 120 тыс. жилых домов колхозниками, рабочими и служащими.

Материал с сайта

 http://thefireofthewar.ru/1418/1945/mart/2722-08-03-1945

Фронтовые письма

 

ФРОНТОВЫЕ ПИСЬМА

 Тамбовцы на фронтах Второй мировой войны 1939-1945 гг.:

Сборник документов. / Под ред. В.Л. Дьячкова.

Составители: М.М. Дорошина (ответ. составитель), В.Л. Дьячков, И.И. Муравьева. – Тамбов, 2010. – с.

  

№ 1261 Дневник военнопленного А.Н. Денисова

9 марта 1945

 

Вот уже трое суток, как мы слышим клекот снарядов, а разрывы их крепко пугают, а сегодня над головой свистели осколки. Немцы работают, как проклятые, и все проклинают. Два дня назад с цементного эвакуировали семейных, но их никуда не приняли, и они вернулись обратно. У Эссена, по их рассказам, скопились десятки тысяч людей, живут без крова и голодные. Вчера сбежали два повара.

http://gaspito.ru/materials/publications/edition/537-tambovci

 

75 let 8

  ЯНВАРЬ         ФЕВРАЛЬ  

МАРТ 

Понедельник  1   8  15 22 29                 5  12  19  26               5 12 19 26
Вторник  2  9  16 23 30       6  13  20  27      6 13 20 27
Среда  3 10 17 24 31         7  14  21  28      7 14 21 28
Четверг  4 11 18 25      1   8  15  22       1   8 15 22 29
Пятница  5 12 19 26      2   9  16  23       2  9 16 23 30
Суббота  6 13 20 27      3   10  17  24       3  10 17 24 31
Воскресенье  7 14 21 28      4   11  18  25       4 11 18 25  

 

Расширения для Joomla
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Top
Сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий. Кликните на «X», чтобы согласиться с использованием «cookies» и больше не отображать это предупреждение. More details…